Аура
This is an example of a HTML caption with a link.

Курсы валюты ЦБ

Thu, 25 Apr 2024
EUR  EUR 98,9118
USD  USD 92,5058
Олимп
n

С днём учителя: семейная пара учителей Ляховых известна многим устюжанам: Сергей Анатольевич вёл уроки физики, а Лидия Николаевна – русского языка и литературы

Автор Администратор
Monday, 05 October 2015

03_400_14

Семейная пара учителей Ляховых известна многим устюжанам:
Сергей Анатольевич вёл уроки физики, а Лидия Николаевна – русского языка и литературы.


Сергей Ляхов родился и вырос в селе Бабушкине, которое раньше входило в состав Тотемского района. Окончил десять классов и не стал особенно задумываться о будущей профессии – треть одноклассников поступала в Вологодский пединститут. Вот Сергей поступил на факультет физики, электротехники и машиноведения (трудовик).


Через два года обучения призвали в армию, и три года прошли в составе группы советских войск в ГДР. Служил электромехаником бортового оборудования ракетного комплекса.


Одно из самых ярких впечатлений того времени – участие в Параде Победы 1965 года. Спустя два десятка лет после капитуляции Германии по улицам Берлина вновь прошли советские солдаты. Это была высокая честь, оказанная лучшим из лучших – принять участие в военном параде, который состоялся в Берлине 8 мая 1965 года.


И после этого парадов в Берлине не проводилось. На память осталась медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне».
Вернулся в институт, получил диплом и в 1969 году по распределению был направлен на работу в Подольскую среднюю школу Устюженского района. А за год до этого сюда же после окончания Череповецкого пединститута приехала будущая жена Лида.


Родина Лидии Николаевны немного ближе – деревня Плосково Череповецкого района – напротив Весьегонска. Через реку всего-то четыре километра. Но это только кажется, что близко. А вот когда школьнице Лиде приходилось каждый день – на лодке или пешком по льду – добираться эти четыре километра в школу и обратно, то расстояние кажется огромным.


Вот, что они вспоминают о своих первых годах преподавания:
– Встретили нас доброжелательно, но сразу попали в «ежовые рукавицы». Директором школы тогда была Нина Михайловна Коновалова, а завучем – Александра Ивановна Серебрянникова – душевные люди, но требовательные.


Тогда сама система образования была так устроена. Каждый день на каждый урок должны обязательно подготовлены конспекты занятий, которые у нас проверяли. Директор и завуч часто присутствовали на уроках, а потом проходил разбор – в кабинете директора вместе со всеми учителями. Был постоянный контроль даже за тем, как учителя проверяют школьных тетрадок.


В то время это была крупная сельская школа, в которую ходили ученики со всей округи – из Брилина, Демцина, Расторопова и других деревень. В параллелях было до четырёх классов, в каждом классе – по 40-41 ученику, даже парт не хватало.


Ещё учителя ездили по окрестным деревням с политзаданиями: читали лекции, проводили политинформации (рассказывали о политической жизни в стране) и даже давали небольшие концерты.


Но планы советского времени – открыть здесь маслозавод – не были реализованы, поэтому народ потихоньку начал уезжать из деревни, а школа постепенно превратилась в восьмилетку, а потом и совсем закрылась. Сейчас не осталось и здания.



Сергея Анатольевича пригласили в райком работать. Ляховы переехали из деревни в Устюжну, но уже через два года снова преподавали вместе – теперь уже в средней школе №1.


Нагрузка на учителей была большая. Например, Сергей Анатольевич вёл физику с 6-ого по 10-ый класс, для каждого класса – по пять уроков в неделю. Ещё часто приходилось преподавать астрономию, труды, рисование, черчение и плюс факультативные занятия.


По его словам, субботу, во время которой в расписании всего пять уроков у него стояло, считал за выходной. И не стоит забывать про проверку тетрадей, на что учителя тратили домашний вечер, прихватывая и ночные часы.


Экзамены по нескольким обязательным предметам все сдавали устно, а учеников много, поэтому порой за один день успевали принять экзамены только у двух классов. На следующий день – снова экзамены.


Не забывали тогда в школе про труд, вспоминают Ляховы:
– В советское время каждую осень со старшими классами ездили собирать картофель в колхозах. Порой там и жили, чуть ли не месяц. Норма была – 140 ведер в день на одного, но часто перевыполняли план. Работали и в дождь, и в снег. А потом как-то привели недавних школьников на приусадебный участок, а они и понятия не имеют, как картошку копать.


Весной тоже ездили со старшеклассниками по колхозам, но уже проводили демонтаж и монтаж электрооборудования на фермах. Закрепляли полученные знания на практике, так сказать. Окончив школу, школьники получали специальность электрика. Самого низкого разряда, но уже профессия есть.


Ещё обычно выходили из школы с корочками тракториста-машиниста, даже многие девушки. Ведь при школе был и земельный участок, и трактора со всем навесным оборудованием. И летом – обязательно летний трудовой лагерь.


Теперь Сергей Анатольевич не понимает, как можно за два урока в неделю, как сейчас, научить физике:
– В какой-то методичке мне попался совет: «Не жалейте мел для объяснений». Вот я так и учил. Физика – трудный предмет, поэтому преподавать его нужно через мел, чёткие чертежи и демонстрационное оборудование.


Раньше у нас был список оборудования по каждому предмету. Берёшь его и отмечаешь, что надо в школу, например, пять вольтметров, 10 – амперметров… К учебному году присылают ящики, в которых пересыпанное аккуратно стружкой лежит всё заказанное оборудование.


А сейчас некоторые дети и в глаза многое из этого не видели. И не только окружность от руки начертить не могут, но и для прямой линии берут линейку.


Лидия Николаевна добавляет:

– Ещё читают школьники сейчас меньше, раньше – больше. Нужно приучать с детства. В школе мне помогала библиотекарь детской отдела Нина Витальевна Цветкова, которая постоянно проводила конференции, викторины и так далее.


Вот Ирина, наша дочь, постоянно в библиотеке время проводила. Зато сейчас кандидат наук, доцент, преподаёт философию в ЧГУ. А вот сын Игорь – явный технарь, поэтому гуманитарные науки не очень любил. Сначала заметила, что он радиопередачу «Театр через микрофон» любит слушать, потом читать вслух книги начала, чтобы приучить к самостоятельному чтению. Всё равно, конечно, к технике тянулся.


.